Как давно появились в Японии короткохвостые кошки, точно не сможет сказать никто. Известно лишь, что самые ранние упоминания о них относятся к XVI веку. С этого времени и на рисунках японских художников появляются кошки с «помпонами» и «хризантемами» вместо хвоста.
Короткохвостая кошка (особенно трехцветная) приносит счастье! - утверждает японский фольклор. Фигурки этих кошек «на счастье» и по сей день продаются в сувенирных магазинчиках от Японии до Сингапура.
Короткохвостая кошка Манеки-Неко - персонаж японских легенд. Только, в отличие от большинства легендарных зверей, японский бобтейл - существо вполне реальное. Нельзя сказать, что в современной Японии эти короткохвостые кошки бегают по улицам. Если где-то в провинции и остались бобтейлы неизвестного происхождения, то их очень и очень мало. И все же японского боб-тейла с полным правом можно назвать аборигенной породой. Во-первых, эти кошки формировались в условиях географической изоляции, поддержанной политическими причинами. Япония, как известно, островное государство, и иностранцев в нем в течение нескольких веков не привечали. Во-вторых, статус «приносящей счастье» способствовал какому никакому, а все-таки племенному отбору и подбору. Если короткохвостые кошки приносят удачу, то, наверное, лучше разводить именно короткохвостых, а не обычных кошек? - Надо полагать, так рассуждали японцы. Наиболее «счастливые» вариации - черепаховые и красные арлекины - получили даже самостоятельное название «ми-ке». Но японцы, конечно, никакого стандарта на породу не писали и на выставках своих «ми-ке» не оценивали.
Это за них сделали американцы. Японские короткохвостые кошки, получившие англоязычное наименование бобтейлы (bobtails), начали появляться в США с 1968 года. Если верить популярной литературе, японские кошки в разведении вели себя прямо-таки образцово - рождали только себе подобных, ни длиннохвостых, ни бесхвостых котят не приносили. Столь же образцово вели себя и заводчики - ни с какими другими кошками бобтейлов не скрещивали. Порода в кратчайшие сроки была признана CFA и получила чемпионский статус. Из Японии привезены были только короткошерстные бобтейлы. Однако в американских питомниках уже в семидесятых годах появились первые длинношерстные котята. Заводчики утверждают: появились спонтанно, никто с длинношерстными породами японских бобтейлов не скрещивал. Что ж, бывает. Могли же американцы вывезти кошек с рецессивным носительством длинной шерсти. В общем, история японского бобтейла как культурной породы выглядит на редкость благополучно.
Правда, некоторые американские эксперты замечают, что в последние десять лет бобтейлы приобрели какой-то уж слишком «домашний» вид. Привозные кошки были крупными, с длинным корпусом, на высоких ногах, а их треугольные, высоко-скулые головы имели прямо-таки скульптурную лепку. Сейчас все размеры стремятся к средним показателям, а головы стали проще. Что это - следствие чрезмерного увлечения инбредным разведением без должного отбора или все-таки привозных животных скрестили с американскими кошками?
И как все-таки наследуется самое замечательное качество японского бобтейла - его короткий изогнутый хвост? Те же заводчики утверждают, что мутация, вызывающая укорочение и искривление хвоста у «бобиков», рецессивна и вредных последствий для животных не дает. Последнее очень похоже на правду. Никакого неудобства от своих коротеньких, задранных на спину «неприличных» хвостов японские бобтейлы, похоже, не испытывают. Спины у них длинные и прямые - деформаций позвоночника в этой породе никогда не наблюдалось. Задние ноги длиннее передних, - но ведь это и для большинства длиннохвостых кошек характерно. «Бобики» великолепно прыгают и лазают - заводчики этой породы советуют одновременно с котенком обязательно приобретать искусственное «дерево» для кошачьих упражнений.
Но вот как можно было установить рецессивность мутации без скрещиваний бобтейлов с длиннохвостыми кошками? В одной из статей в популярном американском журнале «CAT FANCY» говорится, что характер наследования определили таким образом: раз при спаривании двух бобтейлов не было отмечено случаев рождения длиннохвостых котят, значит, признак короткого хвоста рецессивен. Основание, мягко говоря недостаточное. Могла же американским заводчикам так повезти, что попавшие к ним бобтейлы были гомозиготны по доминантной мутации? Непонятно на чем основанные данные о рецессивности мутации широко разошлись по печатным изданиям.
А вот президент генетической комиссии ТIСА Глория Стефенс на основании собственных данных утверждает, что ген короткохвостости японского бобтейла доминантный или полудоминантный, но уж никак не рецессивный. Кому верить? Вопросы без ответов. Наверняка можно сказать одно - внутри породы пресловутый ген заметно варьирует по степени проявления мутации. Изгибы, «углы», крючки на хвосте образуют у разных животных различные комбинации, причем хвост может сохранять подвижность, а может быть и зафиксирован «намертво» в одном положении. Порой изгибы и крючки перемежаются с относительно длинными прямыми участками. «Видимая» длина хвоста колеблется, порой заметно превышая допускаемые стандартом 4 дюйма. Различным может быть и направление хвоста – вверх, в сторону. Стабильно передающиеся по наследству, идеальные «помпоны» и «хризантемы» - такое впечатление создает опушение короткого скрученного хвостика, – скорее всего, результат направленной селекции.